Реконцепция: как меняются российские моллы
8 ноября 2011 г.В Москве функционирует более 200 торговых центров, до 30-40% из которых нуждаются в новых концепциях
Реконцепция объектов торговой недвижимости может стать одним из определяющих
трендов на российском рынке на ближайшие несколько лет. Причем качественные
перемены коснутся самых разных объектов: начиная от устаревших форматов и
заканчивая самыми успешными шопинг-моллами, наращивающими свою эффективность в
борьбе за покупателя. Смена концепции торговых центров, по разным причинам не оправдавших ожидания
собственников, не нова. Однако именно сейчас масштабные реконцепции принимают
массовость. В конце минувшей недели петербургский девелопер Fort Group объявил
о намерении более чем на полгода закрыть и полностью обновить ТРЦ «Феличита»,
открытый всего лишь пять лет назад. Впрочем, чуть ранее был дан старт и более радикальным проектам: турецкая
Enka, владеющая сетью торгово-развлекательных центров «Капитолий» (бывшие
«Рамстор-Сити»), вскоре снесет один из первых своих объектов в Кунцеве,
открытый еще в 1997 году. Не секрет, что в черте города практически не осталось хороших площадок под
строительство шопинг-моллов, и земельные участки начинаются использоваться
более рационально. На месте торгового центра районного масштаба за два-три года
будет построен новый современный многофункциональный комплекс общей площадью
250 тысяч квадратных метров. При этом площадь самого торгового центра возрастет
с 19 до 57 тысяч кв.м. Удачные примеры из прошлого. Впрочем, реконцепция торговых центров явление не новое, и многие успешные
комплексы успели пройти через большие перемены еще до того, как о необходимости
менять устаревшие форматы заговорили эксперты. Так, ТК «Охотный ряд», сегодня
знаменитый своим «листом ожидания» и самыми высокими в Москве арендными
ставками, начинал, руководствуясь своим выгодным расположением, как торговый
центр класса люкс. И если бы не своевременная смена концепции, ТК в
определенный момент просто мог остаться без арендаторов! Впрочем, есть и обратные примеры, причем тоже достаточно успешные: в
частности ТЦ «Шереметьевский» на Никольской, сменивший позиционирование с
масс-маркет на премиум, а название – на претензионное Tretiakov Plaza. Закрыт
на реконструкцию и универмаг «Москвичка» на Новом Арбате, которому также
предрекают славу галереи класса люкс. Еще раньше в ногу со временем с разной
степенью успеха зашагали и ЦУМ на Петровке, и «Гименей» на Якиманке и «Весна»
на Новом Арбате. Впрочем, реконцепция торговых центров не всегда проходит стихийно. Одной из
наиболее успешных можно признать реконцепцию ТК «Атриум» на Садовом. В течение
нескольких лет торговый центр постепенно менял пул арендаторов с масс-маркет на
премиум. Одновременно была убрана часть развлекательных функций, продуктовый
супермаркет «потерял» три четверти площадей, а торговый центр выиграл еще
несколько десятков магазинов. Кроме того, полезные площади и новые арендаторы
появились в результате небольших перепланировок, которые, кстати, не сказались
на работе торгового центра. Сегодня пул арендаторов ТК «Атриум» по праву
считается одним из лучших в столице. МТК «Европарк» в свое время выиграл за счет качественной смены якорных
арендаторов: место «Рамстора» занял беспроигрышный вариант с «Ашаном», а
лихорадившую «Техносилу» сменил Media Markt. Плюс ко всему были улучшены
внутренние планировки здания, что позволило «посадить» в торговую галерею новых
арендаторов. Причем среди желающих сразу же нашлись сильные бренды, в
результате чего посещаемость обновленного «Европарка» возросла в несколько
раз. И будущее торговых центров. На сегодняшний день в Москве функционирует более 200 торговых центров,
большая часть из которых была открыта за последние десять лет. Многие из них
полностью устарели и уже не могут конкурировать с современными объектами.
Собственники таких ТЦ, чтобы не потерять арендаторов и покупателей, уже сейчас
задумываются о новых решениях, и все чаще дело не ограничивается ротацией
арендаторов, как это было раньше. Так, торговый центр «Вэймарт» на МКАДе, располагающийся в непосредственной
близости от «Вегаса», откроется в формате аутлет-центра еще до конца 2011 года.
В непростой ситуации оказались и многие другие мелкие торговые центры на МКАДе,
которые теряют покупателей с открытием комплексов регионального масштаба. Не
исключено, что прибыльность некоторых из них в ближайшее время станет близкой к
нулевой. Вообще по оценкам экспертов на сегодняшний день около 30-40% торговых
центров в Москве нуждаются в поиске качественно новых концепций. Зачастую торговые центры, в силы разных причин, работают с пониженной
отдачей и лишь спустя долгие годы выходят на новый уровень. В частности
знаменитый «Смоленский пассаж», половину площадей в котором почти даром
арендовал «Стокманн» на протяжении десяти лет, после истечения арендного
договора сразу же приступил к реконцепции. А собственники ТЦ «Вива»,
открывшегося в Бутове в середине 2010 года, уже спустя год признали свои ошибки
и наняли одного из лучших консультантов для расширения возможностей торговой
галереи. Впрочем, поиск новых концепций, включая пересмотр инженерных систем,
внутренние перепланировки и глобальную смену арендаторов, не всегда является
доказательством «неуспешности» проекта. В некоторых случаях это нормальная
практика: на развитых рынках практически любой нормальный торговый центр
работает около 10-12 лет, а затем «обновляется» в соответствии с новыми
трендами. В России пример того, как из хорошего сделать лучшее, конкурентам подает
шведский девелопер Ikea. Несмотря на то, что торговые центры «Мега» оставались
заполненными на 95-100% даже в период кризиса, в 2011 году в компании запустили
большую программу по качественному улучшению торговых площадей. Ее первая часть заключается в улучшении внешних территорий, оптимизации
функциональности проектов, обновлении фасадов и внутренних пространств. В
некоторых случаях будут расширены полезные торговые площади. Одновременно
«Мега» ведет «мягкую» политику по укреплению пула арендаторов во всех
действующих торговых центрах. А потому не удивительно, что именно здесь берут
старт бренды с мировыми именами и на смену первым арендаторам, которые были
подписаны при запуске мегамоллов, сейчас приходят Berghaus, American Eagle,
Gap, Uniqlo, Desigual и Victoria’s Secret.
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |