Итоги года на столичном рынке торговой недвижимости
19 декабря 2011 г.На вопросы портала Моллы.Ru отвечает Ольга Збруева, руководитель департамента по работе с клиентами Astera
На вопросы портала Моллы.Ru отвечает Ольга Збруева, руководитель департамента по работе с клиентами Astera в альянсе с BNP Paribas. Уходящий 2011 год был довольно интересным с точки зрения событий и тенденций на рынке торговой недвижимости столицы. Что было самым показательным, на ваш взгляд? Нельзя не отметить, что недостаток финансирования в кризисные годы привел к сокращению объема ввода предложения в торговых центрах в В свою очередь ритейлеры повысили уровень требований к арендуемым и приобретаемым помещениям. Такая ситуация связана с изменением стратегии развития ритейлеров, которые уже не нацелены на интенсивное увеличение торговых точек, а взвешенно выбирают конкретное помещение в зависимости от потенциала его использования и извлечения максимальной прибыли. Более того, многие операторы разрабатывают на 2012 год консервативную стратегию развития, отказываются от нерентабельных торговых точек и готовят программы по оптимизации арендных затрат. С ростом требований к качеству помещений повышается и уровень доступности для клиентов, который проявляется, в том числе в развитии таких форматов, как аутлеты, дрогери, магазин у дома, экспресс-точки с самообслуживанием, онлайн-универмаги и т.д. Расскажите подробнее о том, какие компании представили новые форматы? Какова перспектива такой деятельности? Среди компаний, заявивших о развитии в новом сегменте в 2011 году, «Магнит» с новым для этой компании форматом дрогери («Магнит Косметик»), Mercury Holding (ЦУМ) в формате универмаг в регионах, онлайн-универмаги «Связной», магазины «Castorama Экспресс» с нетрадиционной для себя площадью всего В общем и целом хочется отметить, что рынок ритейла демонстрирует признаки зрелости. Я уверена, что повышение качества отношений на рынке, повышение требований к качеству помещений для развития бизнеса, улучшение качества клиентского сервиса – основная тенденция развития рынка торговой недвижимости в ближайшем будущем. Сбылся ли экспертный прогноз о дефиците новых качественных торговых помещений в 2011 году? Действительно, ввод новых объектов несравним с докризисными годами. Прирост объема торговых площадей с января Ограничение строительства объектов коммерческой недвижимости в центре Москвы, отсутствие участков под застройку, а также нестабильность на международных финансовых рынках предопределяют низкий объем ввода новых площадей в 2012 году. В связи с этим, из 1 млн. кв.м качественных торговых площадей, заявленных к сдаче в В течение года многие аналитики отмечали рост интереса ритейлеров к формату street-retail, поскольку вакансий в качественных ТЦ практически нет. Как развивается эта тенденция? Действительно, в 2011 году дефицит качественных площадей в торговых центрах заставил розничные сети обратиться к сегменту street retail. Учитывая невосполнимость этого ресурса в центральной части города и высокую конкуренцию среди арендаторов, ставки на такие помещения заметно выросли. Однако стоит отметить, что на этом рынке наблюдаются две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, происходит снижение ставок аренды на «переоцененные» объекты – до 10%. С другой стороны, идет повышение ставок аренды на вновь появляющиеся на рынке помещения – до 25%. Сейчас многие говорят о децентрализации торговой недвижимости в регионе. Будет ли в перспективе это продолжатся? Наверняка. Дефицит качественных торговых площадей и высокий уровень конкуренции в Москве, а также градостроительная политика столичных властей повлияли на карту расположения объектов торговой недвижимости Москвы. Сейчас девелоперы более активно ведут строительство торговых центров в перспективных городах-спутниках и районах массовой жилой застройки ближайшего Подмосковья, а не в столице: это Бутово, Красногорск (Парк II), Мытищи (Июнь, Красный Кит II), Электросталь (Парк Плаза) и др. Эти районы становятся крупными центрами притяжения для сетевой розницы, и в них идет активный процесс вытеснения с локального рынка несетевых магазинов и ресторанов. О развитии в Подмосковье уже заявили такие сети, как «Азбука вкуса», Castorama, «Обувь России», «Эконика» и др. Причем, это не только районные торговые центры в городах-спутниках, но и помещения формата street retail в новых спальных районах. Не оставляют ритейлеры без внимания и регионы. Продолжают активное развитие на местах такие сети, как «МВидео», «Эльдорадо», X5 Retail, «Спортмастер» и Ostin, Incity, «Обувь России», «Уютерра», «Детский мир» и др. При этом в последнее время заметна все большая активность в городах с населением от 500 000 человек (Нижний Тагил, Томск, Иркутск, Сургут, Ярославль, Тверь, Тула и др.). Уверена, что децентрализация будет продолжаться и впредь.
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |