Ритейлеры становятся профессиональными девелоперами
23 сентября 2013 г.Розничные компании выделяют девелопмент в отдельный доходный бизнес и становятся профессиональными девелоперами
Тенденция строительства полноценных торговых центров профессиональными
сетевыми ритейлерами появилась еще до кризиса и продолжает активно развиваться
сегодня: некоторые розничные компании выделяют девелопмент в отдельный доходный
бизнес и становятся профессиональными девелоперами. Необходимость самостоятельного строительства объектов недвижимости
ритейлерами для размещения там своих торговых точек появилась у игроков рынка в
связи с дефицитом качественных торговых площадей: таким образом, развитие
ритейла в России шло значительно лучше, чем развитие торгового девелопмента.
«Самостоятельное строительство «коробок» для гипермаркетов, в целом,
свойственно большинству крупных сеток, особенно продуктовых и бытовых. Так,
этим занимаются «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», Metro Cash&Carry, IKEA,
«Лента», «О'кей», MediaMarkt и др. Кроме того, в связи с активной
экспансией федеральных ритейлеров в регионы всегда актуально было строительство
логистических и распределительных центров», - комментирует Сергей Богданчиков,
управляющий директор Origin Capital. «Рост рентабельности размещения магазина в торговом центре в сравнении со
стрит-ритейлом или размещением в отдельно стоящем здании привел к тому, что
развитие девелопмента ритейлерами не остановилось на создании помещений под
гипермаркеты, - ряд компаний начали самостоятельно строить торговые центры.
Новые игроки в этом направлении появляются до сих пор», - рассказал Михаил
Рогожин, управляющий директор отдел торговых помещений CBRE. Классический пример строительства и
управления целого торгового комплекса ритейлером – это IKEA, которая вышла на
рынок России в начале 2000-х годов и сразу стала развиваться в таком формате.
Суть подхода заключается в том, что компания «сажает» в качестве якоря в
торговый центр свой магазин, что значительно повышает его проходимость при
условии создания качественной концепции ТЦ. При этом управление самим торговым
объектом становится отдельным доходным бизнесом. Одной из первых российских компаний, начавших развитие таким путем, стала X5
Retail Group. Активное развитие девелоперского направления привело к тому, что
в 2007 году в холдинге создали отдельную структуру - Х5 Development, которая
стала заниматься строительством и управлением торговой недвижимости. В
частности, компания реализовывала проекты в Москве, Самаре, Тольятти. «Ашан» также имеет девелоперское подразделение «Иммошан». До недавнего
времени компания реализовывала лишь небольшие торговые объекты. В феврале этого
года компания открыла свой первый крупный торгово-развлекательный объект – ТРЦ
«Акварель» в Волгограде площадью 122 тыс. кв. м. Еще один классическим примером выведения девелопмента в отдельное
направление бизнеса является компания «Доринда инвест», подконтрольная
основателям сети гипермаркетов «О’кей». В настоящее время компания завершает
строительство регионального торгового объекта площадью 60 тыс. кв. м. в
Мурманске. Кроме того, компания строит торговые центры в Санкт-Петербурге,
Ростове-на-Дону, Краснодаре, Тольятти и других городах России. Экспансия регионов регионами Выход федеральных девелоперов и ритейлеров в регионы сопряжен с
рядом сложностей. Основная – это логистика, - высокая стоимость поставки
товаров, а также дефицит качественных складских помещений. Другая сложность –
это дистанционное управление. Работа с региональным проектом в любом случае
предполагает достаточно частое его посещение представителем головного офиса.
Когда время перелета составляет более пяти часов, это становится весьма
проблематичным. Кроме того, разница в часовых поясах усложняет коммуникацию с
головным офисом. В результате в ряде регионов России оба направления развития - ритейл и
девелопмент - «закрывают» местные игроки, поскольку имеют ряд
преимуществ. Одна их крупнейших розничных сетей сибирского федерального округа «Система
«Регионмарт», представляющая гипермаркеты, супермаркеты и магазины формата «у
дома» под марками «Поляна» и «Чибис», построила ряд торговых центров с общим
названием «Спутник». Сначала это были небольшие объекты площадью не более 5
тыс. кв.м. Открытие последнего на сегодняшний день торгового центра «Спутник»
состоялось в августе этого года в городе Югра; общая площадь объекта составляет
более 11 тыс. кв. м. Группа компаний «Анкор», основана местным предпринимателем Сергеем
Плешковым, который создал одну из крупнейших в Ямало-Ненецком автономном
округе сеть супермаркетов. Группа построила торговый центр «Вертолёт», далее
торгово-развлекательный центр «Гудзон», а в этом году открывает лайфстайл-центр
«Солнечный». Однако если у первых двух объектов основными якорями стали
супермаркеты «Анкор», то в «Солнечном» эту роль играет развлекательная
составляющая. Одна из крупнейших региональных сетей
«Вестер» также создала отдельное направление для развития девелопмента -
«ВестРусДевелопмент». Компания управляет несколькими торговыми центрами.
Последний объект, строительство которого анонсировала компания –
торгово-развлекательный центр Grand Voyage в Набережных Челнах. Начало
строительства объекта запланировано на 2014 год. Развитие алтайской сети «Мария-Ра», которая в этом году вошла десятку
крупнейших российских торговых сетей согласно рейтингу аналитической компаний
INFOLine, также связано с девелопментом. Евгений Ракшин, совладелец «Мария-Ра»,
ранее сообщал, что в 2012 году компания открыла пять локальных торговых центров
площадью от 3 до 5 тыс. кв.м в Новосибирске и Кемерове. Кроме того, компания
строит вторую очередь ТРЦ «Радуга» общей площадью 30 тыс. кв. метров в
Кемерово. Ранее из крупных объектов компания построила ТРК «Ривьера» в
городе Бийск Алтайского края площадью 24 тыс. кВ. м. В этом году компания
заявила о строительстве торгово-развлекательного комплекса площадью 35 тысяч
кв. м в Рубцовске. Крупнейший пермский ритейлер ГК «Норман-Виват» недавно заявил, что
построит несколько районных торговых центров в спальных районах Перми,
поскольку именно там наблюдается дефицит таких площадей. В каждом ТЦ будет
открыт гипермаркет одного из форматов сети — «Виват» или «Дельта». Красноярская продуктовая сеть «Командор» до того, как рынок города стали
осваивать федеральные девелоперы, открыла здесь одноименный торговый центр
площадью 26 тыс. кВ. м. Региональный ритейлер Рязани и Рязанской области – ГК «Барс», помимо
развития ритейла, также строит торговые объекты в городах области. «Если проанализировать торговые объекты за пределами двух столиц и
прилегающих Московской и Ленинградской областей, то становится ясно, что
большинство проектов реализовано региональными игроками, - комментирует Наталья
Суслова, руководитель коммуникационного агентства «Репутация», - особенно это
заметно в городах с населением менее 500 тысяч человек, тех, которые принято
относить к так называемой третьей волне освоения. Пока федеральные сети
осваивали города-милионники, в небольших городах активно развивался местный
ритейл, который со временем «дорос» до самостоятельного девелопмента». Дефицитная Москва Примечательно, что дефицит качественных площадей касается не только регионов
России, но и Москвы. Как известно, Москва значительно уступает мировым столицам
по обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. человек, при этом
покупательская способность жителей столицы высокая. По мнению Зоси Захаровой, генерального директора компании London
Real Invest, развитие девелопмента ритейлерами в Петербурге и Москве – большая
редкость: «Для ритейлеров это непрофильный бизнес, поэтому они стараются этим
не заниматься. Гораздо более актуально такое развитие бизнеса для региональных
ритейлеров или федеральных игроков, выходящих на новые рынки. Тем не менее,
встречаются и исключения». Так, госпожа Захарова приводит в пример торговую сеть премиум-сегмента
«Азбука вкуса», которая в этом году заявила о реализации 15 торговых центров в
Московском регионе и Ленинградской области. Главная причина – недостаток в этих
регионах торговых объектов категории «средний плюс» и выше. По планам компании
это будут небольшие торговые центры площадью около 4 тыс. кв.м., в которых
около половины будет отдано под магазины «Азбука вкуса». Для многих ритейлеров девелопмент остается непрофильным бизнесом, который
является, скорее, вынужденным решением. Тем не менее, на сегодняшний день можно
констатировать, что дефицит качественных торговых площадей, который имеет место
в большинстве регионов России на протяжении многих лет, сформировал из ряда
«вынужденных», непрофильных подразделений ритейлеров профессиональных
девелоперов.
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |