Эксклюзив: какие форматы ТЦ популярны в Москве?
19 июля 2012 г.Эксперты отмечают, что сегмент высококачественных торговых центров остается одним из наиболее востребованных
Московский рынок торговых центров в последние два года развивается
достаточно медленно. В частности по итогам первого полугодия 2012 года объем
нового предложения в российской столице был почти в пять раз ниже, чем годом
ранее. Девелоперы все более активно интересуются как проектами в Подмосковье,
так и региональными рынками, в особенности городами с населением около 300-500
тысяч жителей. Вместе с тем, на фоне снижения ввода торговых площадей в Москве, регионы
по-прежнему развиваются достаточно быстро. Так, по данным Colliers, в первом
полугодии 2012 года было открыто в 2,4 раза больше торговых центров, чем за
аналогичный период прошлого года. В Москве к открытию готовится сразу несколько торговых комплексов формата
классический аутлет. Кроме того, девелоперы делают акцент на малые форматы,
которым уделялось недостаточно много внимания в кризисный период. Моллы.Ru
решили выяснить, какие перспективы для развития остаются в Москве у крупных
форматов торговых центров и других объектов на рынке торговой недвижимости. Нашим экспертом выступил Эдуард Цехетнер, председатель совета директоров
группы Immofinanz. По его словам, предложение высококачественных торговых
площадей в Москве остается на низком уровне, следствием чего является высокий
спрос на привлекательные арендные площади. После первой волны кризиса в 2008/09
годах большинство проектов коммерческой недвижимости были «заморожены», а этапы
проектирования продлены. Таким образом, за последние несколько лет на рынке
появилось лишь несколько новых объектов торговой недвижимости. К тому же
правительство Москвы ужесточило требования к проектам новых ТЦ в черте города,
что тоже ограничивает их будущее появление на рынке. Одной из основных причин является политика жесткого сдерживания властями
утверждения новых розничных проектов в черте города. Центральная часть города,
естественно, ограничена для ведения бизнеса, но все же, и там есть место для
потенциального развития, считает эксперт. Наиболее
востребованные помещения на рынке коммерческой торговой недвижимости
сегодня – это высококачественные торговые центры с
развитой инфраструктурой, возведенные в густонаселенных
районах столицы. В компании полагают, что сегмент высококачественных торговых центров
остается одним из наиболее востребованных. Спрос на проекты, предлагающие
международных арендаторов, интересный формат развлечений и фуд-корт, остается
высоким. Напомним, что в конце 2012 года Immofinanz откроет в Москве
суперрегиональный торгово-развлекательный центр Goodzone. Моллы.Ru: Что качественно нового может быть предложено потребителям
в формате малого ТЦ, что может мотивировать покупателей совершать покупки «у
дома» при условии, что выбор брендов оказывается в десятки раз ниже, чем в
расположенном в 20-30 минутах транспортной доступности крупного ТРЦ? То есть за
счет чего девелоперы планируют привлекать аудиторию в районные ТЦ? Immofinanz: Малый торговый центр «у дома» и высококачественный
торговый центр - это два совершенно разных формата, преследующие разные цели.
Успех малого ТЦ зиждется на сильном гипермаркете, являющимся якорным
арендатором, и привлекательным сочетанием представленных брендов моды,
косметики, электроники, спортивных товаров и т.д. Посетители малого ТЦ
рассчитывают удовлетворить свои ежедневные потребности без использования
автомобилей. Таким образом, доступность общественного транспорта является еще
одним важным аспектом. Касательно охвата рынка малых ТЦ в столице, мы должны
сказать, что этот сегмент еще имеет потенциал роста. Моллы.Ru: Какие округа и районы Москвы в настоящее время особенно
нуждаются в новых проектах малого формата? Immofinanz: Наиболее благоприятные округа и районы, это те, где
сохраняется высокий спрос и низкое предложение торговых объектов. И, конечно,
небольшие форматы ТЦ шаговой доступности всегда работают лучше в жилых районах
с высокой плотностью населения. Моллы.Ru: В чем основные отличия развития малого формата розничной
торговли в Москве от Европы? Какие европейские форматы могут быть успешно
реализованы в российской столице? Immofinanz: На самом деле существует больше сходств, чем различий.
Значительной отличительной особенностью является, пожалуй, состав арендаторов:
в малых ТЦ в Москве, и в России в целом, доминируют местные розничные торговцы,
в то время как подобные ТЦ в Европе характеризуются международными
арендаторами. Моллы.Ru: Как вы оцениваете перспективу развития торговых зон в
транспортно-пересадочных узлах Москвы, есть ли у этого формата перспективы?
Какие еще новые форматы могут попробовать девелоперы на фоне дефицита хороших
площадок для строительства ТЦ в Москве? Immofinanz: Существует, безусловно, необходимость возведения
торговых центров в районах за пределами Москвы, хотя подходящие концепции для
таких ТЦ существенно отличаются от применяемых к «центральным». Ключевые
факторы успеха так называемых парков розничной торговли заключаются в высокой
степени стандартизации, в хорошо сбалансированном составе арендаторов,
предлагающих доступную по цене продукцию, и достаточное количество парковочных
мест. По словам эксперта, в пределах Москвы остается еще достаточно много
привлекательных мест. В настоящее время в центре внимания девелопера будут
оставаться проекты в городских и пригородных районах.
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |