Эксклюзив: какие форматы ТЦ популярны в Москве?


Эксперты отмечают, что сегмент высококачественных торговых центров остается одним из наиболее востребованных

Московский рынок торговых центров в последние два года развивается достаточно медленно. В частности по итогам первого полугодия 2012 года объем нового предложения в российской столице был почти в пять раз ниже, чем годом ранее. Девелоперы все более активно интересуются как проектами в Подмосковье, так и региональными рынками, в особенности городами с населением около 300-500 тысяч жителей.

Вместе с тем, на фоне снижения ввода торговых площадей в Москве, регионы по-прежнему развиваются достаточно быстро. Так, по данным Colliers, в первом полугодии 2012 года было открыто в 2,4 раза больше торговых центров, чем за аналогичный период прошлого года.

В Москве к открытию готовится сразу несколько торговых комплексов формата классический аутлет. Кроме того, девелоперы делают акцент на малые форматы, которым уделялось недостаточно много внимания в кризисный период. Моллы.Ru решили выяснить, какие перспективы для развития остаются в Москве у крупных форматов торговых центров и других объектов на рынке торговой недвижимости.

Нашим экспертом выступил Эдуард Цехетнер, председатель совета директоров группы Immofinanz. По его словам, предложение высококачественных торговых площадей в Москве остается на низком уровне, следствием чего является высокий спрос на привлекательные арендные площади. После первой волны кризиса в 2008/09 годах большинство проектов коммерческой недвижимости были «заморожены», а этапы проектирования продлены. Таким образом, за последние несколько лет на рынке появилось лишь несколько новых объектов торговой недвижимости. К тому же правительство Москвы ужесточило требования к проектам новых ТЦ в черте города, что тоже ограничивает их будущее появление на рынке.

Одной из основных причин является политика жесткого сдерживания властями утверждения новых розничных проектов в черте города. Центральная часть города, естественно, ограничена для ведения бизнеса, но все же, и там есть место для потенциального развития, считает эксперт. Наиболее востребованные помещения  на рынке коммерческой торговой недвижимости сегодня – это  высококачественные торговые центры с развитой инфраструктурой, возведенные в  густонаселенных районах столицы.

В компании полагают, что сегмент высококачественных торговых центров остается одним из наиболее востребованных. Спрос на проекты, предлагающие международных арендаторов, интересный формат развлечений и фуд-корт, остается высоким. Напомним, что в конце 2012 года Immofinanz откроет в Москве суперрегиональный торгово-развлекательный центр Goodzone.

Моллы.Ru: Что качественно нового может быть предложено потребителям в формате малого ТЦ, что может мотивировать покупателей совершать покупки «у дома» при условии, что выбор брендов оказывается в десятки раз ниже, чем в расположенном в 20-30 минутах транспортной доступности крупного ТРЦ? То есть за счет чего девелоперы планируют привлекать аудиторию в районные ТЦ?

Immofinanz: Малый торговый центр «у дома» и высококачественный торговый центр - это два совершенно разных формата, преследующие разные цели. Успех малого ТЦ зиждется на сильном гипермаркете, являющимся якорным арендатором, и привлекательным сочетанием представленных брендов моды, косметики, электроники, спортивных товаров и т.д. Посетители малого ТЦ рассчитывают удовлетворить свои ежедневные потребности без использования автомобилей. Таким образом, доступность общественного транспорта является еще одним важным аспектом. Касательно охвата рынка малых ТЦ в столице, мы должны сказать, что этот сегмент еще имеет потенциал роста.

Моллы.Ru: Какие округа и районы Москвы в настоящее время особенно нуждаются в новых проектах малого формата?

Immofinanz: Наиболее благоприятные округа и районы, это те, где сохраняется высокий спрос и низкое предложение торговых объектов. И, конечно, небольшие форматы ТЦ шаговой доступности всегда работают лучше в жилых районах с высокой плотностью населения.

Моллы.Ru: В чем основные отличия развития малого формата розничной торговли в Москве от Европы? Какие европейские форматы могут быть успешно реализованы в российской столице?

Immofinanz: На самом деле существует больше сходств, чем различий. Значительной отличительной особенностью является, пожалуй, состав арендаторов: в малых ТЦ в Москве, и в России в целом, доминируют местные розничные торговцы, в то время как подобные ТЦ в Европе характеризуются международными арендаторами.

Моллы.Ru: Как вы оцениваете перспективу развития торговых зон в транспортно-пересадочных узлах Москвы, есть ли у этого формата перспективы? Какие еще новые форматы могут попробовать девелоперы на фоне дефицита хороших площадок для строительства ТЦ в Москве?

Immofinanz: Существует, безусловно, необходимость возведения торговых центров в районах за пределами Москвы, хотя подходящие концепции для таких ТЦ существенно отличаются от применяемых к «центральным». Ключевые факторы успеха так называемых парков розничной торговли заключаются в высокой степени стандартизации, в хорошо сбалансированном составе арендаторов, предлагающих доступную по цене продукцию, и достаточное количество парковочных мест.

По словам эксперта, в пределах Москвы остается еще достаточно много привлекательных мест. В настоящее время в центре внимания девелопера будут оставаться проекты в городских и пригородных районах.

 

 

 

Telegram Моллы Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру.







Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Торговое помещение в супермаркете "Атак"

Арендная ставка: 7 200 руб. кв.м./год

Аренда , Челябинск
КТК "Северо-западный"

Арендная ставка: 4 800 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область
Бургер Кинг

Площадь: 200-300 м2

Арендная ставка: 45 000 руб.


Каталог моллов Добавить
Veer Mall

Площадь: 167 000 м2

Адрес: проспект Космонавтов, 108

Екатеринбург