Универмаги бросают якорь
2 февраля 2006 г.В последние месяцы на столичном рынке коммерческой недвижимости обозначилась тенденция развития почти позабытого формата торговли универмага.
В Москву пришли новые международные операторы, работающие в этом сегменте, а девелоперы столкнулись с необходимостью учитывать формат универмага при разработке концепции своих новых проектов.
Эксперты рынка прогнозируют, что в скором времени почти каждый торговый центр будет размещать на своих площадях в качестве якорного арендатора именно универмаги.
В классическом понимании универмаг (department store) единое торговое пространство, которое находится в управлении одного ритейлера.
Еще во времена советского союза большинство крупных московских магазинов ЦУМ, ГУМ, Детский мир, Лейпциг, Бухарест, Людмила, Весна работали именно в подобном формате. Однако в ходе приватизации новые владельцы бывших столичных универмагов решили сменить устаревшую концепцию: разбить общую торговую площадь на отдельные павильоны, сдав их в аренду различных компаниям.
Эксперты рынка связывают исчезновение универмагов с невостребованностью до последнего времени этого формата арендаторами, а следовательно, и девелоперами.
В силу специфики логистики, больших сроков окупаемости и высоких затрат формат универмага требует серьезных инвестиций и опыта от компании-оператора, считает руководитель отдела исследований и аналитики Praedium Ольга Кисарина.
С ней соглашается и гендиректор Leeds Property Group Елена Флоринская. В свою очередь сами сети не хотят самостоятельно финансировать строительство комплексов, добавляет Флоринская.
В результате до 2005 года в режиме универмага полноценно работали только несколько магазинов: Kalinka Stockman, Холдинг центр и Детский мир. Из них единственным полноценно функционирующим международным оператором выступала Kalinka Stockman.
В 2005 году в Москву стали приходить новые западные игроки: в торговом центре Мега открылся магазин под маркой C&A, а в ТЦ Фестиваль Marks & Spencer. Также в Москву вернулась сеть универмагов British House (BHS), прекратившая свою деятельности после кризиса 1998 года, наконец, все в той же Мега-2 открыл свой первый магазин формата department store площадью 6 тыс. кв. м крупнейший турецкий ритейлер Boyner.
В 2006 году их количество чуть ли не удвоится: в течение года с небольшим должны открыться по меньшей мере пять новых универмагов. Уже открылась новая Весна на Новом Арбате, переформатированная Bosco di Ciliegi.
Еще по меньшей мере три универмага откроются в течение года: речь идет о второй очереди ЦУМа, торговом центре Добрынинский, а также о реконструированном Холдинг центром советском универмаге Лейпциг. Чуть позже будет запущен комплекс Lotte Group на Новинском бульваре.
Все дело в том, что радикально изменилось отношение девелоперов к универмагам. Универмаги арендуют большие площади 56 тыс. кв. м по достаточно низким ставкам (около $300400 за кв. м), поэтому еще три-пять лет назад многие девелоперы не хотели отдавать столь крупные площади со столь значительным дисконтом.
Однако с ростом конкуренции среди торговых центров их владельцы вынуждены были пересмотреть свое отношение к этому формату.
По мнению Флоринской, из-за растущей конкурентной среды у девелоперов уже не остается выбора и поэтому им приходится обязательно отдавать часть площадей под универмаг.
Разрабатывая концепцию нового торгового центра, мы обязательно учитываем в качестве якорного арендатора универмаг, рассказывает Елена Флоринская.
Формат department store дает объекту конкурентное преимущество: для покупателя универмаги самый удобный формат большой ассортимент, общее торговое пространство. К тому же универмаги ради широкой линейки товара могут поддерживать те марки, которые не слишком рентабельны, поясняет Флоринская.
Сейчас универмаг рассматривается как якорный арендатор, который формирует поток покупателей торгового центра, добавляет директор по развитию Магазина магазинов Александр Тишков.
С ним соглашается и президент группы компаний Hyperestate Олег Пронин: В Москве сложилась ситуация, при которой универмаги выгодны прежде всего девелоперу, так как позволяют привлекать большое количество покупателей единовременно. Однако он уверяет, что прибыль ритейлеров, работающих в таком формате, невысока.
Поэтому операторы не спешат реализовывать в столице проекты универмагов. Думаю, в ближайшее время тенденция вряд ли изменится, разве что увеличится количество department store класса люкс, скептически прогнозирует Пронин, намекая на вторую очередь ЦУМа.
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |
Источник: Источник: Бизнес.