Торговая недвижимость Петербурга. Итоги 2012 года
Аналитика:
Предложение.
В 2012 году в Санкт-Петербурге было открыто 12 торговых центров. В результате общая арендопригодная площадь в торговых комплексах составила 2 797 тыс. кв.м в абсолютном выражении – увеличилась на 10,8% по сравнению с показателем
Открытие торговых центров в основном происходило в спальных районах Петербурга. Во Фрунзенском районе открылось 43,2% от общего объема открываемых арендопригодных площадей, в Приморском – 35,8%, в Московском – 12,3%. Девелоперы существующих торговых центров занимались увеличением торговых площадей (Заневский Каскад, Гарден-Сити), в том числе открытием новых очередей (Шкиперский молл), и реконструкцией (ДЛТ).
В
Спрос.
Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге (по данным Петростата) вырос за 11 месяцев
В прошедшем году одними из самых активно развивающихся в формате street retail клиентов оставались продуктовые сети и сети общественного питания.
Развитие первых происходило в крупном формате (500-2 000 кв.м, 2 000-5 000 кв.м) и в формате небольших магазинов шаговой доступности (50-200 кв.м). География их развития охватывала всю территорию Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При этом крупные продуктовые сети, помимо аренды в стрит-ритейле и торговых центрах, рассматривали покупку объектов недвижимости, в том числе земельных участков под строительство своих магазинов. Как вариант, рассматривалась также покупка других, более слабых сетей. Развитие сетевых компаний шло как под уже известными рынку брендами, так и путем открытия новых (Верный, Фасоль и др.). На рынок Петербурга вышли и региональные сети.
Коммерческие условия.
В 2012 году ставки аренды в торговых комплексах выросли в рамках ежегодной индексации по действующим договорам (от 5 до 10% либо согласно уже заключенным долгосрочным договорам). В отдельных случаях, при замене арендатора ставка могла возрасти на 10-20%.
К концу 2012 года на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга сложилась довольно стабильная ситуация относительно арендных ставок в торговых центрах. На данный момент уровень арендных ставок ниже уровня докризисного периода на 5-20%. Существуют предпосылки к тому, что, при условии сохранения стабильной макроэкономической ситуации в стране, арендные ставки смогут достигнуть докризисного уровня к концу 2013 года. Однако превышение уровня докризисного периода маловероятно. Это связано, прежде всего, с изменением модели поведения арендаторов. Ранее арендаторами рассматривалась возможность содержания торговой точки из имиджевых или иных соображений, теперь приоритетным является показатель рентабельности торговой точки. В случае нулевой или отрицательной рентабельности, арендаторы предпочтут либо закрыть ее, либо перенести в другое место, где они смогут получать прибыль.
В востребованных торговых центрах со 100%-ой заполняемостью около 70% договоров являются краткосрочными, и пока доминируют договоры с фиксированной арендной ставкой. Но даже в них получают распространение схемы с процентом от товарооборота и долгосрочными договорами для якорных, федеральных и международных операторов.
Источник: Astera
www.asteragroup.ru