Торговая недвижимость Москвы. I квартал 2013 года
Новые форматы торговых площадей, увеличение числа проектов, прошедших через редевелопмент, экспансия торговых операторов, в том числе в отдаленные регионы России, свидетельствуют об эволюционных процессах на российском рынке торговой недвижимости, полагают эксперты Knight Frank в своем отчете по рынку торговой недвижимости за I квартал 2013 г.
Показатели объема торговых площадей, вводимых в первые месяцы года, как правило, не оказывают значительного влияния на годовой прирост. Например, в 2006 г. в первом квартале было введено всего 25 тыс. кв. м, а по итогам года объем нового предложения почти достиг 1 млн кв. м. Однако необходимо отметить, что объем площадей, введенных в эксплуатацию в I квартале 2013 г., стал минимальным за последние 8 лет – в результате, совокупное предложение площадей в современных торговых центрах Москвы практически не изменилось.
В I квартале 2013 г. на рынке торговой недвижимости Москвы состоялось открытие нового объекта – торгового центра районного формата «Тропа», площадь которого составляет 7,8 тыс. кв. м (GLA – 5,5 тыс. кв. м). На различных этапах строительства и отделки находятся еще около 40 торговых объектов совокупной площадью более 2,5 млн кв. м. Однако к окончанию 2013 г. будут достроены 11 торговых центров (общая площадь – 444 тыс. кв. м).
Торговые центры, планируемые к вводу во II-IV кварталах 2013 г.
Название | Адрес | Общая площадь (GBA) (тыс. кв. м) | Арендопригодная площадь (GLA) (тыс. кв. м) |
Гудзон | Каширское ш., вл. 12 | 122 065 | 65 500 |
GLOSS | Ленинский пр-т, вл. 109 | 76 000 | 35 000 |
Райкин центр | Шереметьевская ул., д. 8 | 75 000 | 35 000 |
Fashion House Аутлет Центр | МО, Ленинградское ш., пос. Черная грязь | 38 580 | 28 765 |
Vnukovo Outlet Village | МО, 8 км от МКАД по Киевскому ш. | 29 730 | 16 580 |
Спортэкс | 5-я Кабельная ул., д. 2 | 32 000 | 22 000 |
МЦ | Миклухо-Маклая ул., вл. 36 | 15 700 | 13 000 |
Алфавит | пересечение Куликовской ул. и Знаменские Садки ул. | 14 000 | 12 000 |
Измайловский | Первомайская ул., д. 42 | 16 700 | 8 370 |
Акварель Южная | Кировоградская ул., д. 9, корп. 1 | 10 500 | 7 000 |
Перово | Перовская ул., д. 61А | 13 500 | 5 000 |
Сергей Гипш, партнер, директор департамента торговой недвижимости, Knight Frank Russia & CIS, отмечает: «Несмотря на создающееся ощущение, что рынок торговой недвижимости России переживает «штиль», более внимательное его изучение показывает, что происходит не революционное, а эволюционное его изменение. Появляются новые интересные проекты, причем не только в столице. Выходят или планируют выход не присутствующие на рынке торговые операторы.
Продолжается шествие профессионального ритейла на восток: наряду с уже открывшимися торговыми центрами в таких городах как Новосибирск, Сургут, Барнаул реализуются объекты в Красноярске, Омске, Иркутске, Ангарске, а также (что еще лет 7 назад казалось почти невозможным) заявляются проекты во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске. И это движение поддерживается интересом федеральных и локальных торговых операторов».
Аналитики Knight Frank отмечают высокий уровень спроса на торговые площади со стороны международных сетевых компаний: известный французский производитель и оператор Paule Ka заключил контракт с компанией «ДжамильКо», которая получила права на дистрибуцию одежды в России; в феврале в московском ТРЦ «Атриум» открылся магазин украшений TrollBeads (Дания), в ближайшее время в Магнитогорске откроется первый в стране и магазин французской сети одежды и обуви Gemo (Eram Group), а в Москве и Санкт-Петербурге появятся магазины одежды Blue Inc (Англия).
Коммерческие условия на протяжении исследуемого периода оставались стабильными. По-прежнему преобладают договоры аренды, в которых зафиксирована схема расчета ставки арендных платежей в зависимости от показателя товарооборота операторов: более 70% договоров с арендаторами на столичном рынке заключаются с учетом оборотов торговых сетей.
Условия аренды в торговых центрах Москвы, I квартал 2013 г.
Профиль | Базовая арендная ставка $/кв. м/год | Доля, взимаемая с оборота, % |
Гипермаркет (>7000 кв. м) | 100-250 | 2-4% |
Городской гипермаркет (3000-7000 кв. м) | 150-350 | 2-4% |
Супермаркет (1500-3000 кв. м) | 250-500 | 4-6% |
DIY (>5000 кв. м) | 200-350 | 4-6% |
Бытовая техника (1500-3000 кв. м) | 250-500 | 4-5% |
Спортивные товары (1500-2500 кв. м) | 400-1200 | 4-5% |
Детские товары (1000-2500 кв. м) | 250-450 | 9-12% |
Операторы галереи профиля «одежда» (50-300 кв. м) | 800-2500 | 10-14% |
Операторы галереи профиля «обувь» (50-300 кв. м) | 900-3000 | 12-16% |
Аксессуары (10-70 кв. м) | 2500-4500 | 11-14% |
Кинотеатр | 150-300 | 5-10% |
Развлекательный центр (100-1500 кв. м) | 250-500 | 8-12% |
Развлекательный центр (2000-5000 кв. м) | 100-200 | 4-7% |
Ольга Ясько, директор по исследованиям и аналитике, Knight Frank Russia & CIS, констатирует: «Девелоперы по-прежнему демонстрируют высокую активность: в течение всего 2012 г. в Москве возобновлялось строительство крупных торговых центров, реализация которых была приостановлена в период стагнации. Эта тенденция сохранилась в I квартале 2013 г. и оказалась актуальной не только для московского, но и для региональных рынков торговой недвижимости. Такие проекты требуют адаптации к современным реалиям рынка, позволив собственнику создать конкурентоспособный объект. Таким образом, в среднесрочной перспективе ожидается появление новых форматов, таких как пауэр-центры, ритейл-парки, торгово-общественные и тематические центры, а также увеличение числа проектов, прошедших через стадию редевелопмента».
Источник: Knight Frank
www.knightfrank.ru