Торговая недвижимость в России. III квартал 2010 года
Аналитика:
Потребительский спрос продолжает оставаться стабильным. Оборот розничной торговли в России медленно, но стабильно увеличивается. За период январь-август 2010 года составил на 4.3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. (данные Росстата). Увеличивается объем долгосрочных (на срок более года) депозитов населения России (данные ЦБ России).
Медленно, но стабильно растет доля затрат на непродо- вольственные товары (данные Росстата). Эти данные подтверждаются статистикой ритейлеров. Растет уровень про- даж в кредит бытовой техники. Так, по данным крупнейших торговых сетей России (Эльдорадо, Техносила, М-Видео) продажи в кредит выросли до 20%. Продажи в кредит выросли также у автодилеров, по многих маркам автомобилей (особенно в среднем ценовом сегменте) продажи в кредит находятся на уровне 30-35%, что даже несколько превышает докризисный уровень.
В течение года общий объем торговый площадей в каче- ственных торговых центрах увеличился на 315 000 кв.м. До конца года возможен выход на рынок еще 326 000 кв.м.
Запрашиваемые ставки аренды стали расти в наиболее востребованных торговых центрах. Так, наш индикатор ставки аренды качественных торговых центров вырос течение квартала с 2 200 до 2 400 долл. США за кв.м в год (без НДС и прочих расходов).
Уровень вакантных площадей в качественных торговых центрах в течение квартала продолжает находится на предельно низком уровне (менее 2%).
При заключении сделок аренды арендаторы продолжают пользоваться значительными льготами: размеры обеспечительного и авансового платежа в настоящее время значительно сократились (вплоть до размера месячной арендной платы каждый). Также подавляющее большинство арендаторов новых торговых центров требует гарантии заполнения торгового центра (в среднем на 70%) на момент подписания акта приема передачи помещения.
Свободных помещений в торговых коридорах Москвы сей- час практически нет. В каждом из торговых коридоров мож- но найти 3-4 блока, в которых проводится отделка и уже анонсированы названия брендов, которые в ближайшее время начнут работать в этих торговых точках. Если говорить о действительно свободных помещениях (старый арендатор выехал, новые неизвестен, помещение пустует), то их можно найти не более 1-2 блоков в каждом из торговых коридоров (так, например, на Тверской сейчас предлагается только два таких блока, в Столешниковом-Петровке-один, на Покровке - два). На лучшие помещения снова появились “листы ожидания”. Уровень свободных помещений находится на уровне 2-3%.
Спросом пользуются улицы, на которых можно открыть флагманские точки (Тверская, Столешников, некоторые участки Садового кольца), либо места с высокой проходимостью (например, около метро). На эти лучшие помещения цены выросли на 15-20% в течение квартала (при продлении договоров аренды новое предложение арендодателя чаще всего выше на 15-20%). Особенно активно растут цены на Тверской, где в течение последних нескольких кварталов цены поднялись на 30-35% (относительно “дна”). Несмотря на рост запрашиваемых ставок аренды на лучшие помещения, в среднем ставки ниже периода “бума”. Наиболее активные арендаторы - предприятия общепита, ювелирные бренды, банки, бренды модной одежды.
Источник: Cushman & Wakefield