Торговая недвижимость Европы. III квартал 2010 года
Аналитика:
Наиболее активно вводятся в эксплуатацию торговые центры в Германии. Это объясняется тем, что показатель обеспеченности населения торговыми площадями здесь по-прежнему остается заметно ниже среднеевропейского. По итогам 2010 года в Германии будет введено в эксплуатацию около 200 000 кв.м площадей в крупных торговых центрах метражом свыше 10 000 кв.м. Самые значительные из них: «Rhein-Galerie» (30 000 кв.м) в Лудвигшафине и «Rathause-Galerie»(22 600 кв.м) в Леверкузене.
Во Франции объем торговых площадей, введенных в эксплуатацию за последние 1,5 года, составил 550 000 кв.м. Они распределены между 40 торговыми центрами, большинство из которых вводится в строй после реконцепции, сопровождавшейся их расширением или частичным переоборудованием. Самый крупный проект этого года во Франции был завершен в Лионе, где на 15 000 кв.м. был расширен молл Okabe.
В Италии объемы ввода в эксплуатацию новых торговых центров растут на протяжении последних трех лет. Все крупные проекты, реализация которых запланирована на ближайшее время, сосредоточены в Южной части страны, где в отличие от Севера и Центра Италии показатель обеспеченности населения торговыми площадями пока уступает среднеевропейскому. Самым крупным проектом, реализованным в последние годы, является введенный в эксплуатацию в 2007 году в Риме торговый центр Porta Di Roma, общей площадью 73 500 кв.м.
Европейский рынок стрит-ритейла пока восстанавливается медленнее сегмента торговых центров и ритейл парков. Особенно сильно снижение покупательной способности европейского населения сказался на помещениях, расположенных вне основных торговых коридоров. Уровень вакантности здесь продолжает расти, а арендные ставки снижаются.
В Великобритании снижение арендных ставок на помещения стрит-ритейла наблюдается по всей стране. Исключение составляют главные торговые магистрали Лондона, Оксфорд стрит/ Oxford Street и Бонд стрит/Bond Street, а также прилегающие к ним улицы. Расположение в зоне деловой активности и концентрации туристических потоков позволяют этим торговым магистралям сохранять сильные позиции. Так, в августе 2010 года испанская компания Desigual арендовала на Оксфорд стрит/Oxford Street помещение за 9 000 евро за кв.м в год, в то время как средняя арендная ставка на этом участке не превышает 7 000 евро за кв.м в год.
В Германии основные торговые улицы крупных городов практически не ощутили на себе негативного влияния экономического кризиса благодаря тому, что и немецкие, и международные бренды стремились сохранить за собой ликвидные помещения стрит-ритейла. В результате арендные ставки на основных торговых коридорах оставались стабильными, лишь незначительно повысившись по сравнению с 2008 годом. К примеру, арендная ставка на Кауфингер штрассе / Kaufingerstraße в Мюнхене в конце первого полугодия 2010 года составила 3 780 евро за кв. м в год, при том что на тот же период прошлого года она находилась на уровне 3 720 евро за кв.м в год.
Во Франции даже в период кризиса покупательная способность населения и объем оборота ритейлеров существенно не сократились благодаря политике социальной поддержки, проводимой французским правительством. В итоге этот сегмент экономики проявил наибольшую устойчивость и надежность в период спада. Национальные и международные бренды сохранили за собой помещения на основных торговых коридорах крупных городов. В результате усилившейся конкуренции между торговыми операторами характерным явлением для рынка стрит-ритейла Парижа в 2010 году стало сокращение разницы между верхним и нижним уровнем арендных ставок. В конце первого полугодия 2010 г. на Елисейских полях/ Avenue des Champs-Elysées, где арендная ставка составляет 10 000 евро за кв. м в год, коридор арендных ставок сократился на 1000 евро по сравнению с тем же периодом прошлого года. Во втором квартале 2010 года нижний уровень арендных ставок заметно повысился на многих других парижских улицах, к примеру, бульварах Сен-Жермен/Saint-German и Сен-Мишель/Saint-Michel. Самая крупная сделка года в сегменте стрит-ритейла была зафиксирована в третьем квартале в Париже, где испанский ритейлер Desigual арендовал помещение на улице Rivoli. К заметным событиям французского стрит-ритейла можно отнести и открытие в первом полугодии 2010 магазина H&M на Елисейских полях/ Avenue des Champs-Elysées.
Испанский рынок аренды торговых помещений продолжает испытывать трудности. При этом интерес к нему проявляют ряд международных брендов. В этом году такие ритейлеры как Abercrombie, Fitch, Uniqlo, Primark открыли в крупных испанских городах свои магазины и продолжают поиск помещений для дальнейшего расширения своего представительства, однако число доступных ликвидных предложений пока сильно ограничено. Спустя два года начали активно арендовать крупные площади и сетевые операторы общепита. Самой крупной сделкой первого полугодия 2010 года стала аренда в Мадриде торгового помещения площадью 1880 кв.м под магазин торговой марки Zara. Но несмотря на усилившуюся активность со стороны ритейлеров, помещения, расположенные на удалении от основных торговых улиц, продолжают активно освобождаться. Компании, обанкротившиеся в результате кризиса, покидают арендуемые площади. Повышающийся с 2009 года уровень вакантности площадей даже на основных торговых улицах вынуждает собственников помещений идти на пересмотр размера арендной ставки, как для новых арендаторов, так и в случае продления договора с прежними. В ближайшее время снижение арендных ставок продолжится.
Город |
Улица |
2007 |
2008 |
H1 2009 |
H2 2009 |
H1 2010 |
Париж |
Avenue des Champs-Elysées |
10,000 |
10,500 |
10,500 |
10,000 |
10,000 |
Лондон |
Oxford Street - West |
6,955 |
7,271 |
6,639 |
7,081 |
7,081 |
Мюнхен |
Kaufingerstraße |
3,360 |
3,600 |
3,720 |
3,720 |
3,780 |
Франкфурт |
Zeilstraße |
2,880 |
3,120 |
3,120 |
3,120 |
3,180 |
Берлин |
Tauentzienstraße |
2,640 |
2,940 |
2,940 |
2,940 |
3,000 |
Люксембург |
Grande Rue |
1,700 |
1,700 |
1,700 |
1,700 |
1,600 |
Брюссель |
Rue Neuve |
1,600 |
1,600 |
1,600 |
1,600 |
1,600 |
Источник: Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate