Торговая недвижимость России. I квартал 2012 года
Аналитика:
Структура рынка
Совокупный ввод по итогам 1-го квартала 2012 г. составил порядка 67 тыс. кв. м, что обеспечено открытием трех торговых объектов – галереи «Москва» в здании одноименной гостиницы, районным торговым центром Ego mall в Южном Медведково, а также новым гипермаркетом строительных товаров сети K-rauta. Общий объем торговых площадей в ТЦ на сегодняшний день приблизился к 7 млн кв. м. Обеспеченность жителей Москвы качественными торговыми центрами (GLA) составила 281 кв. м на тыс. человек.
Динамика рынка
На начало года объем вакантных помещений зафиксировался на уровне 3%. Ставки аренды в торговых центрах Москвы повысились в среднем на 3-5% за счет индексации существующих договоров ТЦ. Средний уровень ставок аренды для помещений в формате стрит-ритейл вырос на 5% и остался в диапазоне:
•400 - 1 500 долл. за кв. м в год (для основных торговых магистралей и помещений в спальных районах с хорошей проходимостью);
•2500 – 5000 долл. для помещений в торговых коридорах ЦАО.
Максимальная ставка аренды для помещений на Тверской в отчетном периоде достигла 7 000 долл./кв. м. В торговых центрах диапазон значений ставок аренды остался на уровне 100-350 долл. для якорных арендаторов, 1 200 – 3 500 долл. за кв. м в торговой галерее. В течение периода были заключены 2 крупные сделки по продаже торговых центров на общую сумму около 140 млн долл. В сфере ритейла инвестиционная активность отмечена на рынка кинотеатров и бытовой техники – крупнейшие игроки рынка продолжают расширять сети путем поглощения более слабых. Многие компании диверсифицируют форматы путем перевода части точек в дискаунтеры, а также уплотняя площади существующих магазинов.
Выводы и прогнозы
Заявленный объем ввода в Московском регионе до конца года составит порядка 1,2 млн общей площади, при условии ввода ТРЦ Ривер Молл и Гудзон. Данный объем будет на 25% обеспечен проектами в городах Московской области – Мытищах, Красногорске, Котельниках. Согласно прогнозу NAI Becar, действительный объем ввода в 2012г. в Москве составит не более 700 тыс. кв. м. Спрос на торговые помещения будет формироваться за счет расширения существующих игроков, а также за счет прихода новых брендов - Hamleys, Mamas&Papas, SIA Home Fashion. В течение года на рынок также может выйти мировая продуктовая сеть «7-11».
Источник: NAI Becar
www.naibecar.ru