Стрит-ритейл Москвы. Итоги 2016 года
Аналитика:
Ключевые события: реконструкция улиц и снос самострояВ последние годы московские власти активно взялись за облик города: реконструируют улицы, городские парки, промзоны. В 2015 году было благоустроено 47 улиц, а в 2016 – 59, а в 2017 установлен план на более чем 50 улиц, в том числе за Садовым кольцом.
В 2016 году прошло две волны массового сноса самостроя – в феврале, когда было снесено 103 объекта объекта общей площадью около 50 тыс. кв. м, и в августе, когда было ликвидировано 107 объектов площадью более 30 тыс. кв. м.
Минусы:
- нарушение эффективной работы торговых профилей при планировании некоторых территорий; например, в проекте одной из пешеходных зон на Новом Арбате между зданием, в котором расположены рестораны, и зоной, где будут находиться их веранды, расположен проход для пешеходов;
- потеря привлекательности улиц для арендаторов на период реконструкции (например, на сегодня не готовы идти на Сретенский бульвар или просят арендные каникулы в связи с предстоящей реконструкцией);
- расположение ярмарок поблизости с магазинами люксовых и премиальных брендов, которое отпугивает посетителей этих магазинов;
- полный запрет парковки в некоторых зонах, арендаторы которых ориентированы в том числе на автомобилистов; например, Кутузовский и Ленинградский проспект стоят полупустые, и цены на них упали, потому что с тех пор, как с них убрали парковки, общепит не хочет там размещаться;
- недостаточная парковочная инфраструктура в окружении парковых зон, пользующихся популярностью для семейного отдыха.
- создание комфортной городской среды: Москва станет «местом, пригодным для жизни», как говорится на официальном сайте мэра и правительства Москвы;
- рост пешеходного трафика до 20% и, как следствие, рост товарооборота ритейлеров;
- возвращение на стрит непродовольственных профилей: товаров для дома, косметики, услуг и др.
- появление новых заведений общепита и магазинов с уникальными концепциями и форматами;
- формирование новых торговых зон, которые имеют синергетический эффект (например, Патриаршие пруды, как зона баров и кафе);
- развитие развлекательной составляющей: появление все большего количества event-площадок, ярмарок (напротив ГУМа, на Кузнецком мосту, на Никольской улице);
- при запрете парковок на одних улицах, они появились на других (так, на Мясницкой и Пятницкой улицах парковок не было, а теперь появились парковочные карманы).
Важно:
Нельзя поменять облик города без временных неудобств. На период реконструкции сложности неизбежны, но зато интерес арендаторов к уже реконструированным улицам есть, и он стабильный. При этом на реконструируемых улицах собственники готовы рассматривать процент от оборота в качестве арендных платежей или до 25% дисконта от арендных договоренностей.
В результате ликвидации самостроя в 2 этапа было снесено около 80 тыс. кв. м ликвидных площадей, что сопоставимо с первой очередью «Метрополиса». Несмотря на то, что собственники павильонов понесли убытки и произошло перераспределение спроса на помещения, это событие осталось почти незаметным для рынка.
Возможно, что вслед за изменением улиц изменится состав арендаторов на них в соответствии со своими требованиями к размещению.
Источник: Магазин Магазинов
www.magazinmagazinov.ru